Педсовет.org / Новости
Педсовет.org
В последнее время активизировались сторонники введения в светских школах религиозных курсов, создания в вузах кафедр и факультетов теологии, и т.п. Очень полезно посмотреть, к чему это может привести. Недавно вышло третье издание учебника С.Ю. Вертьянова ?Общая биология? для 10-11 классов, в нем устранены многие (но не все) грубые ошибки первого издания. Но для того, чтобы понять позицию автора и тех, кто поддерживает введение религиозного образования в светских школах и вузах, полезно почитать приведенные ниже фрагменты рецензии на первое издание учебника. Надеюсь, читатели от души посмеются. Хотя есть над чем задуматься. Предлагаю вашему вниманию подборку цитат из рецензии на учебник С.Ю. Вертьянова ?Общая биология? для 10-11 кл. Рецензия выполнена профессором, действительным членом Международной академии наук, академиком РАЕН С.Г.Мамонтовым: В последние годы Русская Православная Церковь принимает все более активное участие в различных сферах жизни общества. Отчасти это объясняется реакцией на насильственный атеизм нашего государства на протяжении XX в., а главным образом ? на господство материалистических идей в науке на протяжении XIX?XX вв. Предметом особенного внимания Церкви явилось образование. Апологеты религиозного воспитания молодого поколения в области естественных наук считают, что давно возник вопрос о необходимости создания целого комплекса русских учебников, способных объективно представить учащимся общеобразовательный материал, минуя материалистические и либерально-гуманистические идеологические шоры. И вот мы имеем один из таких учебников. Чтобы преподавать какой-либо предмет доверчивым ученикам, надо по крайней мере этот предмет знать, еще лучше ? понимать. В книге же ошибки и небрежности встречаются буквально на каждом шагу, иногда фантазия автора (или недостоверные источники, которыми он пользовался) просто шокируют. ?Улиток (т.е. брюхоногих моллюсков) долгое время делили более чем на 200 видов, но при более внимательном исследовании оказалось, что их можно свести лишь к двум? (с.210?211). Очень хотелось бы знать, кто проводил это ?более внимательное? исследование! В классе брюхоногих моллюсков насчитывается до 90 тыс. видов. Даже человек, не имеющий о биологической науке ни малейшего представления, не может не знать прудовиков, виноградных улиток, слизней, катушек, разнообразные морские ?ракушки?! Пестичные цветки автор называет мужскими, а тычиночные ? женскими! Тарантулов относит к насекомым (с.180). Трилобитов называет ?рачками?, хотя это самостоятельный класс полностью вымерших членистоногих. Да и странно называть уменьшительным словом ?рачки? организмы, достигавшие в длину 70?80 см. На с.230 говорится о ?рождении (!) у птеродактиля археоптерикса? (так, по мнению автора, следует из эволюционной теории). В тундре автор обнаруживает ?плодородную почву с богатым и питательным растительным покровом? (с.303). ?У человека фаланги пальцев ног сросшиеся?, ? пишет он (с.246). Из текста на с.208 следует, что земноводные имеют чешую... Или такая цитата: ?Ученые отмечают, что хотя внешнее сходство многих млекопитающих позволяет предположить эволюционную взаимосвязь, строение макромолекул (ДНК, белков и пр.) такую связь отвергает? (с.199). Тут остается только руками развести. На фоне бесчисленных фактических ошибок в качестве научных приводятся утверждения, вытекающие из, как уже сказано, ?истинности каждого слова Писания?. Здесь здравый смысл, к которому призывает сам автор (с.241), вынуждает меня сформулировать ряд примитивных вопросов, уровень и тональность которых заданы уровнем самого ?учебника?. На с.212 читаем, что до грехопадения людей самки комаров питались соком растений, поскольку в них, возможно (!), содержался гемоглобин. Потрясенные, надо полагать, грехопадением людей, самки бросились пить кровь млекопитающих. Почему бы автору не объяснить, какую функциональную роль играл гемоглобин в клетках зеленых растений и каким образом растения от него моментально избавились? Странно, конечно, в XXI в. анализировать приключения Ноя и его семейства, но попробуем, поскольку автор требует от нас признания истинности каждого слова Библии. Бог велел Ною построить ковчег, ввести туда семейство и выбранных Ноем животных, ?чтобы сохранить племя для всей земли?. Как мог Ной поместить в ковчеге 2,5 млн ныне живущих видов живых организмов? Кроме того, Ной и члены его семейства должны были унести с собой представителей около 500 паразитических видов, т.е., погружаясь в ковчег они должны были болеть одновременно чумой, холерой, менингитом, энцефалитом, амебной и бактериальной дизентерией, сыпным и брюшным тифом, сонной болезнью, малярией трехдневной, четырехдневной и тропической, сифилисом, гонореей, дифтерией, гепатитом А, В и С, гриппом, туберкулезом, лейшманиозом, аскаридозом, оспой, чесоткой, проказой и т.д. и т.д. для того, чтобы передать возбудителей этих заболеваний следующим поколениям людей. Ряд формулировок автора свидетельствует о простом непонимании им теории эволюции, которую он пытается критиковать. В книге можно встретиться с понятием следующего (якобы!) из эволюционной теории ?взаимопревращения разных видов? (с.210), формулировками ?развитие одного животного в другое? (с.237), ?перерождение обезьяны в человека? (с.245), ?появление первого млекопитающего? (с.228). Пытаясь продемонстрировать ?неправильность? утверждений эволюционистов о переходных формах, автор глубокомысленно рассуждает о том, что современная кистепёрая рыба целакант (латимерия) ?не стремится к жизни на суше? (с.227). А с какой стати глубоководная морская рыба должна к этому стремиться? Чтобы продемонстрировать восхищенным натуралистам, как ее дальние родственники 300 или 400 млн лет назад переползали из одного пресноводного водоема в другой?
Первый конкурс по программе привлечения молодых ученых-постдоков из-за рубежа на временные позиции в России, задуманной в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на период 2014-2020 годы, может пройти осенью нынешнего года, сообщил журналистам замминистра образования и науки РФ Игорь Федюкин. Постдоками (postdoc) в западных странах называют молодых исследователей, обладающих степенью доктора (Ph.D., эквивалентна российской степени кандидата наук) и получивших по конкурсу временную позицию в каком-либо институте. После двух-трех лет на позиции постдока ученый может претендовать на постоянную должность. Новый проект направлен на привлечение для работы в России молодых талантливых специалистов из-за рубежа. Планируем уже осенью провести первый такой конкурс, с тем чтобы с января 2014 года люди (постдоки ? ред.) заработали , ? сказал Федюкин во вторник. По планам Минобрнауки, в 2014-2020 годах в российских научных институтах будет создано 1300 вакансий для постдоков. Каждая такая вакансия открывается на три года. Институт должен дать постдоку научного руководителя, тему для исследования, предоставить жилье, если оно нужно. Годовой объем финансирования по одной вакансии составит до 3 миллионов рублей в год, на зарплату постдока пойдет не менее половины этих денег.
После вступления в силу Закона Об образовании в РФ понадобится внести изменения в 180 разных федеральных законов. По словам Григория Балыхина, члена Комитета Госдумы по образованию, могут появиться поправки, регулирующие изучение языков, касающиеся религиозного образования, льгот для отдельных категорий граждан, финансового обеспечения дополнительных гарантий по соцподдержке, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. А также - поправки об отсрочках от призыва в армию. Минобороны, например, предлагает правительству определять список вузов, которые будут иметь право на предоставление отсрочки. Но все вузы на равных условиях проходили аккредитацию и лицензирование и юридически имеют равные права. На каких основаниях кому-то предоставят право отсрочки, а кому-то нет? По мнению Балыхина, отбор может носить коррупционный характер . Но тема отсрочки от армии будет еще не раз звучать в Госдуме. Например, в связи с тем, что в новых правилах приема для льготников предусмотрено обучение на подготовительном отделении, но не ясно, будет ли у слушателей отсрочка от армии? В Комитете по образованию обсуждаются предложения дать детям-сиротам годовую отсрочку от армии, и предоставить ее обучающимся на средней ступени профобразования - в колледжах и техникумах. - Сейчас действует отсрочка лишь до достижения молодыми людьми 20-летнего возраста. Возникает проблема призыва студентов еще до того, когда они завершили обучение. Я, как автор этих поправок, надеюсь, что закон об отсрочке студентов колледжей и техникумов может быть принят Госдумой до начала весеннего призыва, - сказал Григорий Балыхин.
Московские чиновники подвели первые итоги преподавания модуля ?Основы православной культуры?. По данным Министерства образования и науки, 2012/13 учебный год ? первый год обязательного преподавания ОРКСЭ в Москве показал: почти половина родителей предпочли, чтобы их дети-четвероклассники изучали ?Основы светской этики?, на втором месте оказались ?Мировые религиозные культуры?, и лишь на третьем ? ОПК. В Русской православной церкви полагают, что такой расклад во многом был спровоцирован произволом директоров, и отчасти ? неосведомленностью родителей. Загодя ? за 7 месяцев до начала нового учебного года ? в РПЦ решили предупредить возникновение подобных проблем и подготовить должным образом и учителей, и родителей, и чиновников от образования.
No comments:
Post a Comment