Считается, что молодость всегда нуждается в материальной поддержке, особенно если речь идет о начинающих бизнесменах. Однако не все так думают – например, директор по развитию, работающий в команде агрегатора служб доставок Андрей Лямин, убежден, что интересные стартапы зачастую губят именно инвестиции со стороны.
Я сам!
Во-первых – утверждает Андрей – чужие деньги расслабляют молодых предпринимателей, а те показатели, которые демонстрируют инвесторам, и которые, якобы, отражают будущий успех проекта, чаще всего становятся результатом смутных догадок. От такой схемы отказалась компания, в которой работает Андрей – ребята всего добивались сами. Главной мотивацией для них стало желание сделать свой бизнес успешным самостоятельно и во что бы то ни стало.
Источником развития для молодой компании, которая в 2005 году представляла собой миниатюрную веб-студию в городе Воронеже, являлись только гонорары, которые выплачивали заказчики. Сегодня компания представляет собой крупный международный логистический бизнес. Склады компании есть в США, Германии, Китае и, конечно, в Москве.
Конечно, первые полтора года приходилось несладко, но именно этот опыт полуголодного существования Андрей называет самым успешным стартом. Как-то ребята решили выйти за пределы родного города и арендовали гараж в США, куда доставляли товары из интернет-магазинов Америки. После они запустили свой интернет-сервис, с помощью которого можно было заказывать товары с крупнейших аукционных площадок мировой сети. Новый интерфейс понравился пользователям, и вскоре компания обзавелась складами в Европе и Китае.
Следующим шагом был запуск еще парочки сервисов, которые обслуживали интернет-магазины, предоставляя дешевую логистику, таможенную очистку и складское хранение. Очередной кризис продиктовал и новую форму бизнеса – ребята организовали удешевленный способ доставки заграничных товаров. Так, в качестве адреса, по которому нужно было доставлять покупку, клиенты указывали адрес склада компании. Доставленный туда товар отправлялся к покупателю фирмой Андрея, что оказывалось намного дешевле (что называется «мейлфорвардинг»).
Между тем, все это делалось на вырученные средства, и, по мнению Андрея, если бы тогда ребята согласились принять помощь инвесторов, ряд проектов компании так бы и не появился. Еще одним важным стимулом стала необходимость диверсификации бизнеса, что послужило причиной развития обычной веб-студии в серьезный бизнес-проект.
Борьба за выживание – лучше чьих-то денег – считает Андрей. Проблема здесь может заключаться в мотивировании команды, которая, конечно, предпочтет солидную зарплату азарту. Но выход нашелся – компания Андрея стала привлекать тех, кто хочет развить свою идею бизнеса. И это сработало.
Спасибо, не надо!
Теперь Андрей знает, чем именно инвестиции могут навредить молодому бизнесу:
1. Стартаперы не знают, куда конкретно направить деньги и просто начинают неоправданно «раздувать» штат.
2. Появляется зависимость от мнения инвестора, что может помешать развитию бизнеса.
3. Коллектив не развивает мощь в работе из-за чрезмерного комфорта и чувства защищенности.
Итак, около года или двух новичкам лучше поработать самостоятельно. Тогда можно будет понять, какова истинная прибыльность избранной модели бизнеса. Еще пару лет стоит отвести на экспертизу схемы работы и проверку жизнестойкости. После этого можно задуматься о привлечении инвестиций.
No comments:
Post a Comment